Мариам Захарян: «VR — это как побывать в голове у художника»

Денис Семенов поговорил с художницей Мариам Захарян о том, сколько стоит VR-арт, как делать сложный проект в одиночку и где искать вдохновение.
Я стою на небольшом сером острове, под которым виднеется красная поверхность воды. Внезапно жидкость заполняет все пространство вокруг, а затем, также неожиданно, исчезает. Привыкнув к приливам и отливам, я осматриваю остров: пустынный, минималистичный пейзаж. Помимо меня здесь находится застывшая в странной позе женщина и растение, напоминающее гигантского инопланетного осьминога. Из серых переплетающихся между собой стволов растут красные цветы-щупальца. Такие же щупальца растут из спины неподвижно замершей фигуры, из-за чего она как будто висит в воздухе. Я подхожу к женщине и заглядываю внутрь ее тела – из алого сердца тянутся артерии, образующие цветок. Это цветок амариллиса.

«Amarillys VR» — VR-экспиренс художницы Мариам Захарян. Сейчас ее работа экспонируется в датских галереях, но у меня есть возможность оценить её у себя в студии в Москве. Мариам работает в готичной стилистике, сочетая графику, живопись и новые медиа. В первой части проекта «Amarillys VR: Ocean» она погружает зрителя в атмосферу невозможного мира, в котором происходит цифровая смерть и возрождение.

— Когда ты впервые попробовала виртуальную реальность?

— Судя по всему, это был 2013 год, когда я училась в университете. VR-шлем казался мне странной штукой из блокбастеров 80-х и поначалу не особо привлекал. В то время я воспринимала HMD исключительно, как гаджет, и ничто не вдохновляло меня на творческое использование технологии до середины 2014 года.

— Да, теперешний Oculus сильно отличается от первой версии. Что заставило тебя сделать свой VR арт проект? Чужой опыт или собственная идея?

— Нет, на самом деле, все началось еще до Oculus. Впервые я увидела VR-шлем в научной лаборатории, он лежал там с начала 90х. Это было такое страшное белое чудовище. С Oculus я начала работать с 2014. Позже, поработав с Gear VR и HTC Vive, я наконец-то ощутила потенциал технологии. Я нашла способ связать свое увлечение музыкой и визуальным искусством.

— В 2014 было очень сложно найти информацию про VR-арт. Где ты черпала вдохновение?

— Когда я начала изучать VR-арт я понятия не имела, что VR существует аж с шестидесятых и что другие художники (многие из которых женщины) экспериментируют с ним уже долгие годы. Для меня виртуальная реальность была совершенно неизведанной территорией. Правда, мое собственное вдохновение пришло из других источников. Это было похоже на видение, которое постепенно становилось движущей силой. Картинка и ощущение необходимости воплотить задуманное. Это стало катализатором, а затем началась работа.

— Как создаются твои экспиренсы: ты все делаешь сама или работает целая команда? Кто занимается программированием, 3д, анимацией?

— VR - это как побывать в голове у художника. Я с самого начала все делала самостоятельно. Когда, примерно полтора года назад, началась работа над проектом Amaryllis, я находилась у самого подножия горы. Мне хотелось бросить вызов и успешно с ним справиться. Это медиа сильно интриговало, но у меня совершенно не было навыка взаимодействия с ним. Я немного знала о дизайне в VR, так как работала арт-директором на небольших проектах, умела рисовать, но у меня совершенно не было технического бэкграунда. За прошедший год мне пришлось изучить 12 новых программ и разобраться в «железе». Это выглядит странно, учитывая, что можно было, как другие художники, нанять команду, которая бы все сделала гораздо быстрее. Но я считаю, что оригинальное художественное видение теряется, если художник не окунается в процесс целиком. Донести свою идею гораздо проще, если всё, начиная с 3д и до сочинения музыки, делает один человек.

— Это впечатляет! Ты даже музыку пишешь сама?

— Спасибо. Да я пишу сама. Сижу ночами в темной комнате и записываю. Все, начиная с вокала, клавишных - до сведения звука и монтажа видео. Я уже давно занимаюсь музыкой, это была одна из причин по которой VR показался мне привлекательным. Я сочетаю музыку и визуальное искусство, чтобы передать свои эмоции, в первую очередь.

— Говоря о проекте «Amarillys VR» — планируешь ли ты на нем зарабатывать? Если да, то как?

— Когда я начала Amaryllis, мне очень хотелось сохранить его независимость. У меня было четкое представление о том, чего я хочу достичь, и я понимала, что не готова идти на компромиссы, связанные с инвесторами и прочим. VR проекты такого объема и сложности дороги в производстве, особенно в сравнении с себестоимостью живописи, поэтому многие из них спонсируются инвесторами или грантами со специфическими условиями. Это часто идет вразрез с идеей сделать художественное произведение, которое не является коммерческим продуктом. В итоге я спонсировала производство Amaryllis самостоятельно и мне не нужно было срочно на нем зарабатывать. Сейчас, работая с галереями, я вижу, что потенциал VR растет и кураторы начинают присматриваться к моему проекту. Amaryllis VR: Ocean был оценен в 150 000 датских крон (примерно 1 385 000 ₽). Кроме того, мы продали картины, которые являются частью экспириенса. Меня приглашают на мероприятия и ярмарки, где я выставляю свою работу — эти места в основном заинтересованы в том, чтобы платить за уникальность.

— Как ты выбираешь мероприятия? Есть ли для тебя граница между развлечением и искусством, выставкой и корпоративом?

— Я стараюсь выбирать мероприятия, которые могут обеспечить людям оптимальные условия для просмотра работы. Люди, идущие на художественную выставку, находятся в другом состоянии и настроении нежели подвыпившие люди на фестивале.

— Последний вопрос. VR для тебя случайный инструмент или ты выбрала его, как основное медиа для своего творчества?

— Честно говоря, я не верю в выбор единственного медиа. Я думаю, выбор должен расширяться, когда ты растешь, как художник и как человек. Получение нового опыта – моя постоянная цель. Для меня очень важно быть открытой и готовой к приходу вдохновения, с которого начинается работа. Я работала с разными медиа, начиная с фотографии, поэзии, живописи и заканчивая VR. Нельзя позволять отсутствию хорошей техники или знанию программ вставать на пути выражения вашего видения, которое стучит в виски каждый день. С VR я только прикоснулась к поверхности того, что хочу выразить. Многие мои VR проекты уже полностью сформировались и терпеливо ждут возможности появиться на свет. Я вижу будущее моего VR-арта в движении в сторону художественного перформанса.

Сайт Мариам Захарян: www.mariamzakarian.com
Сайт проекта:
http://www.amaryllisvr.com/

Фото и видео: Мариам Захарян